Фильм Чучело 30 лет спустя
Этот фильм Ролана Быкова я смотрел в детстве. Но тогда, конечно, я мало чего понимал. И вот теперь, в рамках обучения на Духовном Цикле Екатерины Сокальской, посмотрел вновь, как домашнее задание.
И фильм меня очень впечатлил, в конце я даже прослезился.
Попробую записать то, что меня впечатлило и как я это понял.
Я обратил внимание, что в фильме часто торопятся — туристы спешат попасть на автобусы, учительница при разговорах с учениками всегда куда-то по-деловому торопится. Ни у кого нет времени вникнуть, жизнь воспринимается поверхностно.
Сцена насилия на глазах туристов, конечно, впечатляет. Дети избивают девочку, но туристов это не шокирует — «они же дети», «это наверное игра». И как ни в чем едут дальше и уже через пару минут разглядывают и фотографируют достопримечательности. Разве это не о нашем времени, когда мимо попавшего в беду человека пройдут тысячи и никто не поможет?
Дима не просто струсил. Он променял свою настоящую, дарованную свыше любовь на развлечениями с поверхностными девочками. Поэтому Лену он обнимал так, что ей это нравилось, хотя никогда и не учился обниматься. А игривая одноклассница ему заявила «ты не умеешь целоваться». Мне, кстати, такие слова тоже говорили.
Когда Лена отказывается от участия в бойкоте Димы она говорит «Я была на костре». Мне это напомнило стишок из Кошкиного Дома «кто знает как мокра вода как страшен холод лютый тот не оставит никогда прохожих без приюта». Это очень наглядный штрих к тому, что все эти бойкоты страшно далеки от настоящей жизни. Это искуственные конструкции, костыли, заменяющие откровенный разговор.
Дима по сути — это образ обывателя, в принципе он добрый по жизни. Но иногда, когда ему страшно, готов на подлость. Кто совал чучело кабана в окно Лене? Дима. От него это не требовалось, это была его инициатива, чтобы заглушить голос совести, чтобы показать себе, что он поступает правильно, как все. Иногда такие добрые обыватели поступают более подло, чем изначальные хулиганы и негодяи.
Очкарик, часто побиваемый коллективом и то выглядит намного мужественнее, чем Дима. В нужное время в нем просыпается сила и он встает против воли толпы.
Правда всегда торжествует, а ложь не утаить, «у стен есть уши» — фильм об этом. Попытки жить в вымышленном мире, где ты герой и супермен, всегда неизбежно заканчиваются столкновением с реальностью. И чем больше ты себе врешь, тем больнее финал. Он чуть не закончился прыжком «героя» из окна. Лена говорила что «не хочет жить» от отчаяния и разочарования в людях, а он «не захотел жить» от страха.
Когда я смотрел фильм, мне казалось, что фильм про Бога. Как он приходит в нашу жизнь со светлыми чувствами любви ко всем нам. И как постепенно разочаровывается в людях, наблюдая за их глупостью и жестокостью.
Чуть позже до меня дошло, что по сути фильм заново рассказывает нам историю про Иисуса Христа. Лена показана доброй, чистой, невинной, это образ дитя Бога. И даже костер похож на распятие. А Лена, как Иосиф, снимает «тело» с креста. Дима же — это образ Иуды, который предал Христа.
В этом плане дед больше похож на Бога-отца. А сцена, когда он приходит в класс и заглядывает школьникам в глаза, напоминает Страшный Суд. Дед ничего не говорит, не осуждает, но каждый судит себя сам по делам своим.
Все школьники — пионеры. А ведь галстук — это не просто атрибут одежды. Это некий путь служения обществу. Вспомним этот трудовой десант, например. Наглядная демонстрация, что внешние декларации и атрибуты еще не делают человека лучше. Поэтому просто назвать себя христианином еще не значит стать прощенным в глазах Бога, например. Если под рясой христианина живет злоба, ложь и ненависть.
В жизни, конечно, не всегда случается хэппи-энд, иногда жертвы школьного насилия страдают от этого и во взрослой жизни, иногда их жизнь заканчивается преждевременно. Но все же фильм о том, что ответственность за свои поступки рано или поздно придется нести. Если не в этой жизни, то после нее…
Конечно же, на поверхности лежит мысль об ответственности. Никто из учеников не хочет отвечать за свои поступки, поэтому они ищут «козла отпущения», лишь бы не каяться. Но каяться все равно придется — финальная сцена как раз об этом. Я кстати, так и не понял, кто написал «Чучело прости», но по сути, это мог быть любой из учеников.
Фильм еще и о Божьем провидении. Вся эта жестокость и насилие были не напрасными. Дед смог поставить точку в деле своей жизни и подарил картины и дом городу. Посвятив остаток своей жизни своей любимой внучке. Лена научилась стойкости и обрела силу. А школьники раскаялись и впервые в соприкоснулись с чем-то серьезным в жизни.
Наиболее ужасное в этом фильме — фанатизм Железной Кнопки, адепт идеи «извинись за предательство или умри». Именно такие люди делают нашу жизнь невыносимыми, они служат своим Супер Идеям, приносят страдания и разрушения в жизнь. Больше всего людей было убито фанатиками. И если считать Лену образом Бога, то Железная не может его принять, хотя и хочет. «Если бы она не была предателем, я бы с ней подружилась» — это «Если бы Бог делал так, как я хочу, я бы его Любила».
И еще я бы отметил как легко живодеру прощают его поступки. Диму даже не бьют, а просто презирают. Когда люди действуют по отдельности, они поступают более разумно, а когда сбиваются в стаю, у них как будто выключается мозг и они готовы рвать и метать за то, что кто-то сказал правду. А является ли правда предательством? Тут опять о том, что люди боятся правды.
Живодер боится правды о себе. Сладкая парочка тоже не спешит поделиться правдой о Диме. Дед говорит — за окно придется заплатить, он не привык врать.
Дед хорошо попал в образ фронтовика. Ведь и сам Никулин прошел всю войну:
Слова деда «Честь имею» в конце фильма — это именно про честь. Которая есть и у деда и которую он передал своей внучке. Недаром военный оркестр провожая их корабль, салютует обоим.
Дедушка и внучка хорошо показали родственность своих душ. Дед говорит, что не выдержал и бросил бы камень в окно. Внучка говорит, что бросила. Дед говорит — нет, не говори мне больше ничего. Внучка говорит — не скажу. И дед говорит — говори дальше. И внучка тут же говорит.
А еще дед передал внучке способность жить по душе. Он собирает по жизни картины, хотя его и дразнят «Заплаточником», она не стесняется своих чувств к мальчику — сразу садится к нему за парту и гуляет не стесняясь по улице.
И потом деду дарят картины бесплатно и не принимают деньги. А Лена для всех школьников стала наглядным идеалом Человека.
Когда фильм закончился и Кинопоиск предложил мне поставить оценку, я автоматически, не думая поставил 10 из 10. Фильм того стоит!
P.S. для моих фанатов: мне кстати, Дима напоминал Супыря. Тот же провинциализм, доброе самаритянство, желание быть как все, тайные грешки, о которых «никто не знает». Прямо попадание в образ.
Не читал высер псины, но!
Верни финлед, пидор!
И дёрни себе анус!