Велокат — велосипед «последней мили»
В наше время «изобрести велосипед» дано не каждому. Кажется, всё что можно, уже придумано. Тем более с таким давним «другом человека» как велосипед. Но мне посчастливилось.
В 2010 я устроился на работу в Москве, где от метро Академическая до офиса нужно было идти 15 минут. Мне было лень так много идти и я начал обдумывать различные способы, как решить эту проблему «последней мили». Думал о роликовых коньках, о скейтборде, даже о кроссовках с роликом в пятках.
Почему-то тогда я не подумал о самокате, но зато мне пришла в голову мысль об удобном, компактном складном велосипеде. Не думаю, что этот велосипед решает проблему «последней мили», но это однозначно новое слово в велосипедах. Мало того, мне удалось реализовать его в металле. Делюсь с вами своим опытом 12-летней давности. И предоставить идею на суд публики.
Велокат
Велокат – это гибрид самоката и велосипеда для жителя города. Основные его преимущества – компактность в сложенном состоянии, быстрота сборки-разборки, возможность перемещаться с зачехленным агрегатом в метро, малый вес. Основное назначение – решение проблемы последней мили, чтобы добраться от работы до метро или от метро до дома.
На велокате ездят стоя, как на самокате, держась руками за руль и крутя педали. В сложенном состоянии велокат транспортируют, катя на колесах, как мы катим чемоданы на колесиках или складные прогулочные летние коляски.
Проект
Сначала я составил проект велоката, нарисовал его на бумаге.
Комплектующие:
- Вертикальная стальная труба с вилкой
- Горизонтальная стальная труба с вилкой
- Переднее колесо
- Заднее колесо
- Педали и передняя звездочка
- Руль
- Верхний фиксатор горизонтальной трубы
- Нижний фиксатор горизонтальной трубы
- Т-образный коннектор вертикальной и горизонтальной труб
- Ручка-фиксатор горизонтальной трубы верхняя
- Ручка-фиксатор горизонтальной трубы нижняя
- Задняя звездочка
- Цепь
- Отверстия для крепления руля
- Отверстия дл верхнего и нижнего фиксаторов горизонтальной трубы
- Отверстия для ручки-фиксатора горизонтальной трубы.
- Отверстие для крепления горизонтальной трубы к вертикальной в сложенном состоянии, верхнее.
- Отверстие для крепления горизонтальной трубы к вертикальной в сложенном состоянии, нижнее.
- Болт для крепления руля
- Гайка для крепления руля
Конструктивно велокат прост – он состоит из двух труб, вертикальной и горизонтальной, которые соединяются между собой с помощью Т-образного коннектора, состоящего из двух труб чуть большего диаметра, соединенных под необходимым углом.
Для складывания горизонтальная труба ручкой-фиксатором отсоединяется от коннектора, ставится в вертикальное положение и присоединяется к вертикальной трубе ручкой-фиксатором.
Учитывая своеобразный наклон горизонтальной трубы, заднее колесо должно быть или больше переднего, или оба колеса должны быть не очень высокими (примерно в 2/3 высоты колеса велосипеда BMX), смотрите схему, на которой изображен вариант построения велоката в пропорциях велосипеда BMX:
Красным нарисован вариант, когда используется большое заднее(1/1 BXM) и маленькое переднее колесо (1/2 BXM), желтым – когда используются два маленьких колеса одинакового размера (1/2 BXM) и синим – когда используются два средних колеса одинакового размера (2/3 BXM).
Ось передней звездочки не должна быть выше колена человека.
Для подстройки под рост ездока высоту крепления руля можно менять.
Сложенный велокат можно зачехлить двумя способами: 1. Целиком (до уровня пола) – в таком состоянии удобно ехать в метро даже в часы пик, колеса не будут никого пачкать. 2. До уровня колес – в таком состоянии велокат удобно катить на своих колесах. При этом можно легко откинуть чехол и зачехлить велокат целиком, если нужно зайти в вагон, например. Просто катить велокат можно и без чехла.
В настоящее время я собираю первый опытный образец велоката. Если он поедет, размещу здесь реальные фотографии и размеры прототипа под мой рост 176 см.
Для использования антиугонного троса в каждой трубе просверливаются отверстия, через которые пропускается антиугонный трос.
Велокат в собранном состоянии:
Велокат в разобранном состоянии:
Разработка
Затем я реализовал проект в железе.
Сначала я купил велосипедные запчасти для велоката – колеса, вилки, звездочку и цепь:
Хорошие люди с rastabike дали мне раму старого велосипеда, откуда я выпилил втулку для педалей:
Для перекладин я купил металлические трубы, которые продаются на любом строительном рынке:
В авторемонтной мастерской я нашел сварщика, который приварил мне педальную втулку к раме и колонку руля к горизонтальной перекладине.
Вилку к трубе я прикрепил болтами:
В конечном итоге велокат стал выглядеть так и его уже можно было опробовать на улице:
При первой поездке труба оказалась недостаточно прочной и преломилась в месте сварки.
Тогда я засунул ее внутрь другой трубы, покрепче. Полученное крепление хорошо держалось:
Практика поездок на велокате показала, что переднее колесо слишком маленькое и ездить очень неудобно. Я заменил колесо на большее по размеру, соответственно, купил другую вилку.
Результат
В результате получился вот такой агрегат:
Кататься на нем было не очень удобно. Он вилял, т.к. сборка была любительской и не качественной. Но в целом около километра я на нем проехал.
Потом попытался продать, но никто не купил, даже на запчасти. Так и лежал у меня в кладовке, пока моя жена в моё отсутствие не отдала его как хлам, дворнику.
судьба